17 июля 2015 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения неприбыльных организаций» № 652-VIII (далее по тексту – Закон №652).

Принятый Закон №652 внес изменения в ряд нормативно-правовых актов, в частности в пункт 35 подраздела 4 раздела XX “Переходных положений” Налогового кодекса Украины (далее по тексту – НКУ). Согласно вышеуказанного пункта, все неприбыльные организации (предприятия и учреждения; далее по тексту – «ОО»), чьи учредительные документы не соответствуют требованиям п. 133.4 ст. 133 НКУ, обязаны привести в соответствие свои правоустанавливающие документы, если изменения не будут произведены до 01.01.17г., такие организации не будут включены в новый реестр неприбыльных организаций.

Суть изменений заключается в наличии в учредительных документах ОО:

  • запрета распределять прибыль между членами ОО и
  • наличие положений о том, что в случае ликвидации ОО, все его активы не распределяется между его основателями (членами), а передаются другим ОО соответствующего типа или передаются в доход государства.

У данной нормы есть исключение: вышеуказанные изменения не распространяются на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов. А это означает, что данные изменения касаются всех остальных объединений, а это все – общественные организации, спилки, в том числе религиозные организации, благотворительные фонды, политические партии, садовые товарищества и многие другие неприбыльные организации.

По очень грубому подсчету (не претендую на точные цифры) в Украине насчитывается порядка 100 000 неприбыльных объединений, можно предположить, что в документах большинства их них отсутствуют вышеуказанные нововведения, что в свою очередь гарантирует загруженность компетентных органов в сфере внесения изменений в Государственный реестр.
Для того чтобы минимизировать недовольство этих самых неприбыльных организаций, в Законе №652 была предусмотрена льгота, в виде отсутствия необходимости оплачивать регистрационный сбор за внесение изменений (п.5 раздел VIII «Заключительных положений» Закона Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей” от 15 мая 2003г. № 755-IV (далее – Закон №755)).

То есть, вносить изменения в устав нужно, а платить за это не нужно.

Однако, Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей” и некоторых других законодательных актов Украины относительно децентрализации полномочий по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» от 26.11.2015г. №835-VIII (далее – Закон №835) Закон №755 был изложен в новой редакции, в последствии чего, толи из-за халатности, толи холодного расчета законодателя льгота исчезла.

Кроме того, с января 2016 года Законом №835 был изменен размер оплаты за внесение изменений для юридических лиц и неприбыльных организаций с 0,05 размера минимальной заработной платы (68,90 грн) до 0,3 размера минимальной заработной платы (413,40 грн).

Напомню, пунктом 35 подраздела 4 раздела XX “Переходных положений” НКУ установлен срок, в течение которого нужно внести изменения в правоустанавливающие документы – до 01.01.2017 года, если этого сделано не будет, то неприбыльные организации перестанут быть таковыми.
На сегодняшний день получается, что одним законом обязывают внести изменения в учредительные документы неприбыльной организации, а другим отменяется льгота и вводится немалая пошлина за внесение изменений.

На выходе получится ситуация, что до конца года государственный бюджет пополниться на:
413, 40 грн. – сбор за внесение изменений в реестра в размере умноженный на 100 000 неприбыльных организаций, чьи учредительные документы, скорее всего, не соответствуют нововведениям умножаем
Получаем примерную сумму в размере 413 400 000 грн.

Именно на эту сумму должен пополниться Государственный бюджет Украины, и как вы понимаете, эта сумма будет включена в сумму членского взноса, вот так, с «миру по нитке» и миллионы в государственный бюджет.

Поэтому у меня и возник вопрос: что это – халатность или холодный расчет законодателя?